3 ключевых момента, которые помогут избежать лишних затрат и суеты
Одна из причин, по которой слова «нужно разработать ХАССП» вызывают если не «зубовный скрежет», то дополнительное напряжение – это не совсем ясное (или совсем неясное 🙂 ) представление о том, что же такое ХАССП.
Ключевой момент № 1.
Осознание того, что ХАССП – это всего лишь одна из методик анализа рисков уже существующей системы по выпуску пищевой продукции, может снять значительную нагрузку с вашей нервной системы.
Если до этого времени вы:
- никого не отравили 🙂 ;
- со стороны Роспотребнадзора к вам не было замечаний;
- все протоколы лабораторных исследований и проверок подтверждают то, что вы выпускаете безопасную продукцию,
то действующая на вашем предприятии система управления выпуском безопасной продукции результативна (ведь основная цель, которую преследует ТР ТС 021 – безопасная продукция).
И чтобы выполнить требования к наличию принципов ХАССП нужно:
- провести анализ существующей системы выпуска пищевой продукции для того, чтобы выявить основные операции или этапы производства, потеря контроля в которых влияет на безопасность продукции (скорее всего, вы и так их знаете);
- определить контролируемые параметры в этих точках и систему их контроля (и это, вполне вероятно, у вас установлено);
- донести до сотрудников, занятых на этих операциях / этапах, важность соблюдения установленных параметров (тоже не сомневаемся, что у вас добросовестные работники);
- периодически проверять выполнение требований (и здесь не сомневаемся, что и так проверяете).
Как видим, вроде бы ничего сверх того, что вы уже делаете, не появилось.
Чем же тогда вызваны предписания и замечания, что системы ХАССП нет?
Дело в том, что поменялась политика Роспотребнадзора.
И набирает обороты риск-ориентированный подход («лучше предупредить, чем обнаруживать по факту»).
Поэтому Роспотребнадзор хочет быть уверен, что вы не только хорошо подготовились к проверке (две недели все мыли и прибирали 🙂 ), а вы всегда так работаете.
А свидетельством этого становится документированный стандарт предприятия по выпуску безопасной продукции, который включает в себя:
- описание процессов, сырья, готовой продукции;
- инструкции по соблюдению требований;
- указание на то, что сотрудники знают, за что они несут ответственность и что должны делать, если появились отклонения;
- различные записи, журналы, акты, протоколы – как доказательства выполнения требований.
И зачастую создание такого документированного стандарта вызывает наибольшие трудности, потому что нет однозначных требований, как должен выглядеть и чем быть наполнен тот или иной документ.
С одной стороны, это даже неплохо – мы можем создавать документы, удобные и понятные нам и нашим сотрудникам. С другой – наше ви́дение может не совпасть с мнением проверяющих, а обосновать, почему сделали так, а не иначе – сотрудники не всегда могут.
Вот предприятия и получают замечания, вроде таких:
- документы не систематизированы / не структурированы;
- документы неполные / неправильные;
- неправильно определены критические точки / разработаны предупреждающие мероприятия и т.д.
Итак, что же необходимо делать и в каком объеме и формате?
Сначала определите: «Чем вызвана необходимость разработки ХАССП?»
Почему это важно?
Ключевой момент № 2.
Цель разработки ХАССП влияет на то, как и что нужно будет сделать.
1) Нужно пройти проверку Роспотребнадзора (быть готовым к проверке или выполнить предписание по прошедшей проверке).
В этом случае достаточно выполнить минимально необходимые требования к системе пищевой безопасности, установленные в ТР ТС 021 и действующих в отрасли СанПиНах (если есть).
Можно воспользоваться Методическими рекомендациями Роспотребнадзора и проверить, все ли перечисленные в них документы (таблица 1) у вас есть.
2) Нужно пройти аудит торговой сети.
Здесь задача уже усложняется, т.к. у разных сетей могут быть дополнительные требования к системе пищевой безопасности (в том числе к документации) в дополнение к законодательным.
Запросите у ритейлера перечень вопросов, по которым будет проведен аудит, и проверьте свое предприятие на соответствие.
3) Хотите решить те или иные вопросы по управлению выпуском продукции с помощью системы ХАССП.
Это уже реальная проектная работа по возможным изменениям в системах управления, контроля, анализа, мотивации для достижения нужных Вам результатов. И здесь руководитель определяет требования к процессам и персоналу, которые закрепляются в документах предприятия.
После того, как Вы определились с целью разработки документов ХАССП, напишите список того, что нужно сделать или актуализировать.
Зачем?
Ключевой момент № 3.
Создайте план работ – со сроками и ответственными (если поручаете разработку документов или проведение необходимых мероприятий нескольким сотрудникам). После выполнения тех или иных задач делайте отметки о выполнении.
Это позволит вам управлять разработкой системы ХАССП без суеты, потери информации и контроля.
А еще можете подписаться на нашу рассылку «Разработка системы ХАССП с нуля», где эти и другие (также важные вопросы) освещены более подробно.
Полезные ссылки:
Разработка документов системы пищевой безопасности (ХАССП)
Проверка системы пищевой безопасности (ХАССП)
Кому нужен ХАССП и что предлагает рынок?
Консалтинг в управлении предприятием
Обучение управлению проектами, процессами, ресурсами, качеством