Челябинск:
8 (351) 776-99-37 Екатеринбург:
8 (343) 361-27-83
info@sk9000.ru

Что делать, если «нужно разработать ХАССП»?

3 ключевых момента, которые помогут избежать лишних затрат и суеты

Одна из причин, по которой слова «нужно разработать ХАССП» вызывают если не «зубовный скрежет», то дополнительное напряжение – это не совсем ясное (или совсем неясное 🙂 ) представление о том, что же такое ХАССП.

Ключевой момент № 1.

Осознание того, что ХАССП – это всего лишь одна из методик анализа рисков уже существующей системы по выпуску пищевой продукции, может снять значительную нагрузку с вашей нервной системы.

Если до этого времени вы:

  • никого не отравили 🙂 ;
  • со стороны Роспотребнадзора к вам не было замечаний;
  • все протоколы лабораторных исследований и проверок подтверждают то, что вы выпускаете безопасную продукцию,

то действующая на вашем предприятии система управления выпуском безопасной продукции результативна (ведь основная цель, которую преследует ТР ТС 021 – безопасная продукция).

 

И чтобы выполнить требования к наличию принципов ХАССП нужно:

  1. провести анализ существующей системы выпуска пищевой продукции для того, чтобы выявить основные операции или этапы производства, потеря контроля в которых влияет на безопасность продукции (скорее всего, вы и так их знаете);
  2. определить контролируемые параметры в этих точках и систему их контроля (и это, вполне вероятно, у вас установлено);
  3. донести до сотрудников, занятых на этих операциях / этапах, важность соблюдения установленных параметров (тоже не сомневаемся, что у вас добросовестные работники);
  4. периодически проверять выполнение требований (и здесь не сомневаемся, что и так проверяете).

 

Как видим, вроде бы ничего сверх того, что вы уже делаете, не появилось.

 

Чем же тогда вызваны предписания и замечания, что системы ХАССП нет?

Дело в том, что поменялась политика Роспотребнадзора.

И набирает обороты риск-ориентированный подход («лучше предупредить, чем обнаруживать по факту»).

Поэтому Роспотребнадзор хочет быть уверен, что вы не только хорошо подготовились к проверке (две недели все мыли и прибирали 🙂 ), а вы всегда так работаете.

А свидетельством этого становится документированный стандарт предприятия по выпуску безопасной продукции, который включает в себя:

  • описание процессов, сырья, готовой продукции;
  • инструкции по соблюдению требований;
  • указание на то, что сотрудники знают, за что они несут ответственность и что должны делать, если появились отклонения;
  • различные записи, журналы, акты, протоколы – как доказательства выполнения требований.

И зачастую создание такого документированного стандарта вызывает наибольшие трудности, потому что нет однозначных требований, как должен выглядеть и чем быть наполнен тот или иной документ.

С одной стороны, это даже неплохо – мы можем создавать документы, удобные и понятные нам и нашим сотрудникам. С другой – наше ви́дение может не совпасть с мнением проверяющих, а обосновать, почему сделали так, а не иначе – сотрудники не всегда могут.

 

Вот предприятия и получают замечания, вроде таких:

  • документы не систематизированы / не структурированы;
  • документы неполные / неправильные;
  • неправильно определены критические точки / разработаны предупреждающие мероприятия и т.д.

 

Итак, что же необходимо делать и в каком объеме и формате?

 

Сначала определите: «Чем вызвана необходимость разработки ХАССП?»

Почему это важно?

Ключевой момент № 2.

Цель разработки ХАССП влияет на то, как и что нужно будет сделать.

1) Нужно пройти проверку Роспотребнадзора (быть готовым к проверке или выполнить предписание по прошедшей проверке).

В этом случае достаточно выполнить минимально необходимые требования к системе пищевой безопасности, установленные в ТР ТС 021 и действующих в отрасли СанПиНах (если есть).

Можно воспользоваться Методическими рекомендациями Роспотребнадзора и проверить, все ли перечисленные в них документы (таблица 1) у вас есть.

2) Нужно пройти аудит торговой сети.

Здесь задача уже усложняется, т.к. у разных сетей могут быть дополнительные требования к системе пищевой безопасности (в том числе к документации) в дополнение к законодательным.

Запросите у ритейлера перечень вопросов, по которым будет проведен аудит, и проверьте свое предприятие на соответствие.

3) Хотите решить те или иные вопросы по управлению выпуском продукции с помощью системы ХАССП.

Это уже реальная проектная работа по возможным изменениям в системах управления, контроля, анализа, мотивации для достижения нужных Вам результатов. И здесь руководитель определяет требования к процессам и персоналу, которые закрепляются в документах предприятия.

 

После того, как Вы определились с целью разработки документов ХАССП, напишите список того, что нужно сделать или актуализировать.

Зачем?

Ключевой момент № 3.

Создайте план работ – со сроками и ответственными (если поручаете разработку документов или проведение необходимых мероприятий нескольким сотрудникам). После выполнения тех или иных задач делайте отметки о выполнении.

Это позволит вам управлять разработкой системы ХАССП без суеты, потери информации и контроля.

 

А еще можете подписаться на нашу рассылку «Разработка системы ХАССП с нуля», где эти и другие (также важные вопросы) освещены более подробно.

 

Полезные ссылки:

Разработка документов системы пищевой безопасности (ХАССП)

Проверка системы пищевой безопасности (ХАССП)

Кому нужен ХАССП и что предлагает рынок?

Консалтинг в управлении предприятием

Обучение управлению проектами, процессами, ресурсами, качеством


БЕСПЛАТНО
  • Устные консультации, круглые столы, сессии, справки
  • Помощь в выборе органов по сертификации, стандартов и систем сертификации
  • Помощь в оценке стоимости и актуальности проекта (заявки)
  • Экспресс-аудит процессов, стандартов, проектов и систем управления
СТАТЬИ