СРОО «Комитет общественного контроля» опубликовал на своем сайте для всеобщего сведения и использования всеми изготовителями и продавцами молочной продукции, а также всеми заинтересованными участниками Национальной системы защиты прав потребителей (государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями потребителей) новый документ из серии руководств по соблюдению обязательных требований. Полное наименование документа: «Маркировка молочной продукции: требования к указанию технических регламентов и стандартов (Руководство по соблюдению обязательных требований)».
Документ разработан Комитетом общественного контроля в рамках реализации проекта «Город без фальсификата» по президентскому гранту.
Комментарий от Президента Комитета, руководителя проекта А. Подуста
Нами в рамках реализации первого этапа проекта было исследовано уже около 300 образцов молочной продукции, в первую очередь сливочного масла, которое подделывают наиболее часто. При этом мы не только исследовали в аккредитованных лабораториях потребительские свойства продуктов по показателям качества и безопасности и критериям фальсификации (органолептические свойства, жирно-кислотный состав, кислотность жировой фазы и др.), но и исследовали маркировку потребительских упаковок. И, конечно, не могли не обратить внимание, что в массовом порядке не выполняются требования законодательства о том, какая информация должна быть представлена изготовителями на этикетке.
Этикетка любого пищевого продукта ‒ это своего рода его паспорт, официальный документ. По закону, изготовитель и продавец обязаны предоставить потребителю всю информацию, которая нужна ему для того, чтобы он мог сделать свой правильный выбор. Так вот, наш анализ показывает, что у молочной продукции паспорт «дырявый», в нем практически все изготовители, за достаточно редким исключением, вообще не указывают, по каким техническим регламентам они произвели свою продукцию.
Есть еще один серьезный, по нашему мнению, недостаток маркировки. Когда изготовители производят свой продукт по ГОСТу, то они обозначение этого ГОСТа дают, как правило, крупным шрифтом и чаще всего на лицевой стороне этикетки. А вот если они его производят по стандарту организации или по техническим условиям, то найти такую информацию на этикетке бывает зачастую достаточно трудно. Она указана в массиве другого текста и часто очень мелким шрифтом. И мы понимаем, почему они так делают. Потому что доверие потребителей к гостовоской продукции выше, чем к изготовленной по техническим условиям (ТУ)
Надеемся, что с внесением изменений в технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» ситуация будет улучшена. А пока что потребителям рекомендуется обращать внимание, по какому стандарту была произведена продукция. Т.е. по ГОСТу или по СТО (ТУ). И не надо обманываться, если вы видите на этикетке информацию, что продукт производится в соответствии с системой менеджмента качества по ГОСТу такому-то. Это совсем другой ГОСТ, который не имеет отношения к составу продукта.
Нам сегодня приходится констатировать, что нарушения при маркировке молочной продукции, когда изготовители не указывают на этикетке обозначения технических регламентов, носят массовый характер, а контролирующие органы этому проблемному вопросу не уделяют внимания. Возможно, причиной этого является недостаточное понимание людьми требований закона. Справедливости ради надо сказать, что технические регламенты ‒ это достаточно объемные и сложные документы, а ряд требований становится понятным только после анализа совокупности правовых норм в их взаимной связи.
Мы как раз такой анализ и провели. Надеемся, что он поможет в решении вопросов обеспечения качества и безопасности молочной продукции, защиты прав потребителей на информацию о товарах.
Наверное, кто-то может возразить, что не все потребители внимательно читают этикетки, но это не так. Во-первых, многие читают, а, во-вторых, как говорится, закон суров, но он закон. Если положено в «паспорте товара» указывать те или иные обязательные сведения о нем, значит, они должны быть указаны. В конце концов, уважение к закону ‒ это одновременно и уважение к потребителю.
Источник:
gosrf.ru