Консалтинг, Обучение, Сертификация

Новая структура стандартов на системы менеджмента

В апреле 2012 года совместная техническая координационная группа экспертов ИСО (JTCG) выпустила новое Руководство 83 (Guide 83), предназначенное для разработчиков стандартов на системы менеджмента. Ведь, как известно, таких стандартов появляется все больше и больше, например: ISO 50001, ISO 31000, ISO 27001, ISO 29001 и т.д.

И многие организации стремятся внедрить сразу несколько стандартов на системы менеджмента (MSS). Это привело к пониманию необходимости комбинирования и интегрирования их на эффективной и действенной основе. Реальность такова, что различные MSS имеют много общих требований, терминов и определений, которые, однако, немного или существенно различаются. В прошлом это приводило к путанице и непоследовательности их понимания и внедрения. Это Руководство и вышло с целью гармонизировать требования различных MSS. Далее это Руководство после ряда итераций было опубликовано в виде Приложения SL к пересмотренным директивам ИСО/МЭК — «Дополнение к Директивам ИСО, часть I — Процедуры» (Supplementto ISO DirectivesPart 1 – Procedures).

Итак, в документе приведены:

  • т.н. «структура высокого уровня» (highlevelstructure- HLS),
  • идентичный текст, который следует использовать при описании требований стандарта,
  • общие термины и ключевые определения.

Вот как будет выглядеть, по сути, оглавление любого будущего стандарта на системы менеджмента:
Введение
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Термины и определения
(Организация, заинтересованная сторона, требование, система менеджмента, высшее руководство, результативность, политика, цель, риск, компетентность, документированная информация, процесс, измеримые результаты деятельности (performance), аутсорсинг, мониторинг, измерение, аудит, соответствие, несоответствие, коррекция, корректирующее действие, постоянное улучшение)
4. Контекст организации
4.1 Понимание организации и ее контекста
4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон
4.3 Определение области применения системы менеджмента
4.4 Система менеджмента
5. Лидерство
5.1 Лидерство и приверженность
5.2 Политика
5.3 Роли, обязанности и полномочия в организации
6. Планирование
6.1 Действия по определению рисков и возможностей
6.2 Цели и планирование их достижения
7. Обеспечение
7.1 Ресурсы
7.2 Компетентность
7.3 Осведомленность
7.4 Коммуникации
7.5 Документированная информация
7.5.1 Общее
7.5.2 Создание и обновление
7.5.3 Управление документированной информацией
8. Рабочий процесс (operation)
8.1 Планирование и контроль
9. Оценка деятельности
9.1 Мониторинг, измерение, анализ и оценки
9.2 Внутренний аудит
9.3 Анализ со стороны руководства
10. Улучшение
10.1 Несоответствие и корректирующее действие
10.2 Постоянное улучшение

Основные номера и названия пунктов всех MSS будут идентичны, такие как внедрение, термины и определения, оценка деятельности. Введение, область применения и нормативные ссылки будут иметь содержание, которое является специфичным для каждого стандарта и могут иметь свой собственный список литературы.

В Приложении SL содержится 45 слов «должна», «должен» («shall»), которые продуцируют 84 требования. Очевидно, что каждый стандарт будет содержать свои собственные требования, так что приведенные в Приложении SL требования — это минимум.
В разделе 3 приведены 22 термина и определения, которые не могут меняться, но могут добавляться другие специфические для данной области термины, если это необходимо.

Могут также меняться примечания к терминам.

Специалисты утверждают, что переход к новой структуре стандартов не должен оказаться трудным. По крайней мере, уже появились первые стандарты, соответствующие новой структуре: ISO 20121 и ISO 22301, ну и вышли рабочие проекты (WD1) стандартов ИСО 14001 и ИСО 9001.