Консалтинг, Обучение, Сертификация

Потребитель, знай свои права: почему обманывают клиентов и как не дать себя в обиду

Несмотря на то, что в России закон «О защите прав потребителей» действует с 1992 года, по словам правозащитников, россияне редко жалуются на нарушение прав. По мнению экспертов, в нашей стране недостаточно жесткое отношение к тем, кто серийно обманывает потребителей или предоставляет им некачественные товары и услуги.
ТАСС узнал у экспертов, как именно продавцы вводят в заблуждение покупателей, почему россияне не отстаивают свои права и как потребителю не дать себя в обиду.

Манипуляции с ценникамии и навязывание услуг
Для повышения прибыли компании могут прибегать к разным ухищрениям, которые напрямую затрагивают интересы потребителей, рассказывает сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин.
Например, манипуляции с ценниками, когда на товаре указана одна стоимость, а на кассе она оказывается другой. По словам правозащитника, такие действия квалифицируются как введение покупателя в заблуждение и злоупотребление доверием и подпадают под Уголовный кодекс. Однако магазины научились маскировать это нарушение под ошибку, заявляя, что сотрудник прикрепил не тот ценник или не обновил информацию на кассе.
Еще одна частая ситуация — навязывание услуг. По словам эксперта, сегодня более распространенной практикой является не прямое навязывание, а предоставление так называемых пакетов услуг.
Особенно подобная практика распространена в финансовых организациях, например в банках. Сотрудники используют разницу в знаниях банковского работника и рядового клиента. «Человек приходит в банк, а ему начинают планомерно втюхивать самые разные услуги, начиная от страховки и заканчивая специальными СМС-оповещениями, большая часть которых потребителю не нужна», — говорит Егармин.
Другой пример — полис ОСАГО. В прошлом году в нескольких регионах люди не могли купить страховку без включенных в нее дополнительных платных услуг, которые им совершенно не были нужны, вспоминает эксперт.
Ещё один сектор, где распространено навязывание услуг, — это медицинские организации. «Потребителя убеждают, что для получения той или иной медуслуги нужно сдать анализы. И не два-три, а 50. Люди не знают регламент работы врачей, не знают, что нужно для постановки диагноза. Они думают: «Со здоровьем не шутят» — и тратят огромные суммы», — заключает правозащитник.

Нарушители верят, что отделаются легким испугом
В России недостаточно развита система выплат моральных компенсаций, считает Алексей Егармин. Сегодня человек, в случае нарушения его прав, получает возмещение, несоразмерное потраченному времени, добавляет он. Например, если вы попытаетесь сдать сломанный телефон, вам, конечно, его заменят рано или поздно. Но на то, чтобы доказать, что аппарат не работает, может потребоваться до полугода, объясняет эксперт. «А если бы они знали, что затягивание процесса грозит им штрафом в размере стоимости 5–6 телефонов, тогда, возможно, задумались, стоит ли так усложнять людям жизнь, и что за это придется заплатить», — отмечает правозащитник.
Пока что поставщики товаров и услуг верят, что, даже если их обяжут выплачивать какую-то компенсацию, она будет незначительная, например 20–30 тыс. рублей. «По сравнению с эффективностью бизнеса это ничтожные суммы, — рассуждает эксперт. — Поэтому нерадивые поставщики попросту не заинтересованы в том, чтобы делать свои предложения более качественными и безопасными. Они уверены: если кто-то и дойдет до конечного этапа разбирательства, они отделаются легким испугом».
Более того, пока в нашей стране нет ни четкой юридической, ни правоприменительной практики, когда бы дела по защите прав потребителей доводили до конца, сетует Егармин. «Например, на протяжении последних лет россияне получают некачественное молоко, которое содержит и антибиотики, и растительные жиры. И все об этом знают. Однако производителя этого опасного продукта никто не наказал, и никто не получил от него какую-то серьезную компенсацию», — говорит он.
Сегодня, помимо небольшого штрафа, максимум, что грозит за нарушение прав потребителя, — это разоблачающие материалы в СМИ, отмечает Егармин. «Поэтому производитель продолжает выпускать колбасу из остатков кишок и шкур, заявляя, что продукт состоит из мяса», — добавляет эксперт.

Защита переходит в нападение
Другая сторона отношений между покупателем и продавцом товаров и услуг — так называемый потребительский экстремизм, когда граждане пытаются получить выгоду от компаний, манипулируя законодательством. Егармин полагает, что данное явление — следствие недостаточно продуманного законодательства. Вместе с тем он признает, что все возможные ситуации, включая злоупотребления, нельзя предусмотреть ни в одном законе. Эксперт отмечает, что в силу пассивности наших граждан и незнания своих прав для России подобное поведение не так актуально, как, например, для США, где потребители часто выигрывают абсурдные на первый взгляд иски.
Тамара Казарина,Ольга Махмутова
*Материал подготовлен при участии ТАСС-Досье
Источник:
ИТАР-ТАСС