Россия оказалась страной с самым низким уровнем стремлений среди представителей малого и среднего бизнеса (МСБ). По данным исследования, проведенного компанией Circle Research по заказу SAP, самой амбициозной страной оказалась Индия — у 74% опрошенных представителей бизнеса большие планы. В противовес этой статистике только четверть российских руководителей назвали свои компании очень амбициозными (26%), а примерно каждый пятый (19%) заявил, что никаких амбиций у него нет.
Анализ показал, что приоритетами для роста среднего и малого бизнеса в нашей стране являются увеличение доходов и прибыльности (87% опрошенных) и выход на новые рынки (67%). Только 11% предприятий МСБ в России считают своей главной целью успешную работу с клиентами. Этот показатель значительно отличается от мирового — 27%. Опрос показывает, что в рамках этой цели основным приоритетом является удовлетворенность клиентов как в мире (84%), так и в России (90%). Среди других приоритетов, указанных российскими предпринимателями, — понимание клиентов, соблюдение спецификаций, выполнение заказов в срок и расширение клиентской базы.
Российские компании, назвавшие своей главной целью улучшение бизнеса, указывали в качестве основных приоритетов оптимизацию бизнес-процессов и оперативное реагирование на изменения рынка. Однако 74% компаний приоритизируют эффективное использование трудовых ресурсов, что выше среднего глобального показателя (68%).
Польза обществу является самой низкоприоритетной целью для предприятий МСБ. Только 8% компаний в России считают ее главной целью, что незначительно превышает мировой показатель — 7%. Но и под обществом чаще всего подразумевается коллектив сотрудников компании. Так, основной приоритет в этой группе отдается улучшению качества жизни и карьерных перспектив персонала, далее следует корпоративная социальная ответственность.
Хотя практически все компании стремятся добиться успеха, уровень их стремлений может быть разным. Около половины опрошенных (44%) описывают свои компании как «амбициозные» и примерно столько же (46%) заходят еще дальше и называют себя «очень амбициозными». По наблюдениям аналитиков, более амбициозные компании зарабатывают больше денег. За последние два года почти половина организаций с очень высоким уровнем амбиций (48%) отметила рост прибыли более чем на 30%. Среди организаций, которые называют себя просто «амбициозными», такого показателя добилась только четверть компаний (27%). Эта зависимость становится еще очевиднее, если рассмотреть самые высокие показатели роста прибыли. Каждая десятая из очень амбициозных компаний (9%) отметила рост прибыли более чем на 75% за последние 24 месяца. Амбициозных компаний с таким же уровнем роста оказалось в пять раз меньше (2%).
«Малые и средние предприятия составляют основу экономики любой развитой страны. Очевидно, что прошлый год оказался самым тяжелым за всю постсоветскую историю развития малого и среднего бизнеса. По данным минэкономразвития, впервые сектор дал отрицательные показатели роста в абсолютном значении. Из-за резкого увеличения страховых взносов число индивидуальных предпринимателей (ИП) сократилось на 600 тыс. И следующий год, по всей видимости, будет не менее сложным. Быстрорастущему бизнесу нужна опора для роста, — отметил заместитель генерального директора SAP СНГ Илья Юрьев. — Одним из средств повышения продуктивности и конкурентоспособности бизнеса являются технологии. По прогнозам IDC, к 2018 году глобальные расходы быстрорастущего бизнеса на технологии, несмотря на непростое время, которое переживает мировая экономика, превысят рекордную отметку в 680 млрд долл. На эти компании очень сильно повлияло распространение мобильных и облачных решений, которые позволяют крайне рационально использовать IT-бюджеты».
По мнению экспертов, связь между амбициозностью компании и ее финансовыми параметрами действительно есть. «Будучи активным, легче сориентироваться в постоянно меняющемся пространстве. Особенно это актуально для компаний, работающих внутри развивающихся экономик. Однако российским компаниям малого и среднего формата до амбициозности очень далеко: они слишком загружены налогами, сборами, рамками. Но в то же время панацеей для всех финансовых кризисов всегда был бизнес небольшого масштаба — подвижный и целеустремленный», — отметила аналитик Анна Бодрова.
«Чем амбициознее компания, тем усерднее работают ее сотрудники, и это закономерно сказывается на операционных показателях. Но очень важно понимать, что в подобных опросах, как правило, принимают участие представители очень молодого бизнеса, поэтому определенный перекос в цифрах существует по причине низкой базы. Очень легко увеличить прибыль в несколько раз, когда за прошлый рассматриваемый период она была совсем невелика. При этом давно работающим на рынке компаниям добиться существенного роста операционных показателей значительно сложнее, — объяснил генеральный директор компании «Город Денег» Юлиан Лазовский. — Российские начинающие предприниматели традиционно являются очень амбициозными, и это, безусловно, крайне положительный факт. Конечно, далеко не у всех получается реализоваться в полной мере, но это закон бизнеса, не более 5% компаний в принципе существуют на рынке более 3 лет».
Источник: Российская газета