В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от
17.08.2016г. №806 «О применении риск-ориентированного подхода при
организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении
изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» федеральный
государственный санитарно-эпидемиологический надзор отнесен к видам
государственного контроля (надзора), который осуществляется с применением
риск-ориентированного подхода.
Риск-ориентированный подход представляет собой специальный метод
организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором
выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения
мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического
лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при
осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенному
классу (категории) опасности. Таким образом, этот метод предполагает
классификацию по категориям риска всех производственных объектов, которые
должны или могут подвергнуться надзору.
Отнесение к категории риска проводится расчетным путем,
установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от
17.08.2016 № 806, в котором учитывается такие показатели как:
— показатель тяжести потенциальных негативных последствий возможного
несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия, включающего
в себя показатель потенциального вреда для здоровья человека из-за возможного
несоблюдения обязательных требований при осуществлении определённого вида
деятельности и показатель численности населения, находящегося под
воздействием объекта;
— показатель средневзвешенной частоты нарушений на одну проверку (вероятность
нарушения обязательных требований) при осуществлении определенного вида
деятельности.
Расчет категории для объектов, подлежащих надзору, осуществляется с помощью
специализированного программного обеспечения Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Таким образом, отнесение объекта к той или иной категории риска зависит от
таких факторов как:
— вид деятельности производственных объектов юридического лица или
индивидуального предпринимателя, подлежащего надзору;
— численность населения, находящегося под влиянием деятельности объекта
надзора (условия труда, выпускаемая продукция, оказываемые услуги);
— количество выявленных нарушенных пунктов санитарного законодательства за 3
года;
— наличие на объекте неудовлетворительных факторов среды обитания,
подтвержденных лабораторно за 3 года;
— связь объекта с заболеваемостью населения;
— наличие неоднократных подтвердившихся жалоб на действия хозяйствующих
субъектов.
Применение единого порядка классификации объектов надзора по потенциальному
риску причинения вреда здоровью является основой планирования проверок
хозяйствующих субъектов на соблюдение ими требований законодательства
Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия.
Периодичность проведения плановых проверок соблюдения санитарно-
эпидемиологических требований зависит от присвоенной категории риска:
— чрезвычайно высокий риск причинения вреда – один раз в календарном году;
— высокий риск причинения вреда – один раз в 2 года;
— значительный риск причинения вреда – один раз в 3 года;
— средний риск причинения вреда – не чаще чем один раз в 4 года;
— умеренный риск причинения вреда – не чаще чем один раз в 6 лет;
низкий риск причинения вреда – плановые проверки не проводятся.
Руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области А.И. Семенов