«Регуляторная гильотина» — реформа, подразумевающая под собой инвентаризацию всех действующих и обязательных требований для бизнеса.
Основная цель состоит в том, чтобы понять — соответствуют ли эти требования современным условиям. На данный момент существует огромное количество обязательных документов, а требований, которые в них содержатся, в разы больше. Среди них и те, которые были приняты ещё в Советском Союзе. Некоторые требования кажутся абсурдными в наших реалиях.
Например, в соответствии с п.5.6. СанПин 2.3.6.1079-01 стены и потолки складов должны быть побелены. Такое правило было сформулировано из-за отсутствия на момент его написания других технологий, которые бы с гарантией обеспечили безопасность производства пищевых продуктов.
Действительность такова, что сложившаяся ситуация препятствует развитию бизнеса и мешает достижению главной цели этих требований — безопасности людей.
В связи с этим Правительство решило осуществить «регуляторную гильотину». Весь массив норм, определяющих обязательные требования, должен быть заменен на новые к 1 января 2021. Предполагается, что это снизит административную нагрузку на бизнес и поспособствует увеличению уровня безопасности потребителей.
Работа в рамках этой реформы подразумевает:
- построение новой системы обязательных требований, которая отвечает современному уровню развития технологий и риск-ориентированному подходу;
- установление детальных правил, связанных с организацией надзорной деятельности.
Создаваемая система регулирования должна быть основана на следующих принципах:
- Принцип наименьшего регуляторного воздействия.
- Принцип одного контролирующего органа.
- Принцип научно-технической обоснованности.
- Принцип риск-ориентированности.
- Принцип открытости и консенсуса с подконтрольными субъектами.
- Принцип выполнимости.
- Принцип борьбы только с внешними рисками.
- Принцип приоритета законодательного уровня регулирования.
- Принцип соразмерности.
Новую структуру правового регулирования должны подготовить федеральные органы исполнительной власти для каждой сферы общественных отношений или вида контроля. Помимо этого, должны быть разработаны проекты федеральных законов, которые определяют обязательные требования в отдельных сферах или вносящие изменения в целях систематизации обязательных требований.
Так, осенью 2019 г. планируется внести в Государственную Думу проекты следующих федеральных законов, являющихся ключевыми в рамках реформы:
ФЗ «О государственном контроле и муниципальном контроле в Российской Федерации» и ФЗ «Об обязательных требованиях».
В октябре 2019 года стал известен состав 41 рабочей группы по реализации механизма «регуляторная гильотина». В составы рабочих групп вошли и представители компаний из разных сфер: «Ашан», «Роснефть», «Технониколь», Сбербанк, «Еврохим», «Лукойл», «Черкизово», X5 Retail Group, «Мираторг», «Русагро», «Яндекс.Такси», «Баркли», «Мегафон», «Уралкалий», «Металлинвест», МТС, «Ростелеком», «Система», «Совкомфлот», «Ютэйр», «Аэрофлот», «Каскол», «Алроса», S7, «Сибур», «Евраз», «Газпром нефть», «Полюс», «РусГидро», «Мечел» и другие. Члены рабочих групп примут участие в создании новых структур регулирования, подготовке проектов документов.
На официальном сайте «регуляторной гильотины» также представлен перечень органов власти и видов контроля, в отношении которых в первоочередном порядке будет осуществляться механизм «регуляторной гильотины». В этот Перечень попали и организации, осуществляющие проверки пищевых предприятий. Среди них – Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росалкогольрегулирование и другие.
Источник: Foodsmi